Инициатива «Герои фруктов» (Heróis da Fruta), разработанная Португальской ассоциацией по борьбе с детским ожирением (APCOI), была проанализирована в исследовании, опубликованном в European Journal of Nutrition в июне. В ходе этого исследования было изучено влияние программы на детей в возрасте от 3 до 11 лет, и был сделан вывод, что данная инициатива привела к значительному увеличению потребления фруктов.
Как сообщает APCOI, программа реализуется с 2011 года и на сегодняшний день охватила более миллиона детей по всей Португалии. В ее 2025/26-м цикле приняли участие школьники из всех округов и автономных регионов, включая Алгарве, Азорские острова и Мадейру.
Последнее исследование представляет собой научную оценку программы, которая уже широко применяется в португальских школах: исследователи из Института гигиены окружающей среды при медицинском факультете Лиссабонского университета совместно с APCOI изучали , может ли эта инициатива побудить детей употреблять фрукты более регулярно и сохранять эту привычку в долгосрочной перспективе.
Первые недели
В рамках данного исследования наблюдали за 1 016 детьми из 64 дошкольных учреждений и начальных школ, по которым имелись полные данные до и после реализации программы. Среди детей, у которых потребление фруктов изначально было недостаточным, более половины к концу 12-недельной программы начали регулярно употреблять фрукты в школе.
Исследователи обнаружили, что основной рост потребления пришелся на первые четыре недели: после проведения программы среднее общее потребление фруктов выросло с 2,09 до 2,44 порций в день. Кроме того, у детей, ранее участвовавших в программе, вероятность того, что они уже в начале нового этапа программы будут соответствовать рекомендациям по потреблению фруктов, была в 2,24 раза выше.
Программа использует сочетание рассказывания историй, геймификации и постоянного положительного подкрепления: учителя уделяют около 15 минут занятиям, построенным вокруг вымышленных «Фруктовых героев», которые обретают свои «суперспособности», употребляя фрукты.
Этот подход призван сделать здоровый выбор привычным и приятным, а не просто предоставлять детям информацию о питании.
Данное исследование особенно примечательно тем, что в нём использовался анализ выживаемости по Каплану-Мейеру для изучения того, как быстро у детей формировалось привычное поведение, связанное с регулярным употреблением фруктов. По мнению исследователей, это помогло продемонстрировать, когда именно происходили изменения в поведении, и предоставило доказательства того, что повторяющееся воздействие может способствовать закреплению более здоровых привычек.
Научные выводы
Поскольку основные изменения в поведении наблюдались в течение первого месяца, APCOI пересмотрела продолжительность программы, сократив ее с прежних 12 недель до пятинедельной модели.
Марио Сильва, президент APCOI, отметил, что публикация в международном журнале дает научное обоснование тому, что учителя и родители уже наблюдали в школах, и охарактеризовал программу как доступный инструмент, помогающий школам создавать более здоровую среду.
Ракель Мартинс, ведущий исследователь, подчеркнула важность создания постоянных благоприятных возможностей для детей делать более здоровый выбор, а не полагаться исключительно на просвещение в области питания.
Полученные результаты также соответствуют действующим рекомендациям Генерального директората здравоохранения Португалии (DGS), в которых фрукты и овощи определяются как важные компоненты здорового питания и подчеркивается роль как семей, так и школ в формировании здоровых пищевых привычек.
Проблема для детей
Данное исследование проводилось на фоне обеспокоенности по поводу недостаточного потребления фруктов и овощей среди молодежи в Португалии.
Данные DGS показывают, что 69 процентов португальских детей не соответствуют рекомендации Всемирной организации здравоохранения о потреблении не менее 400 граммов фруктов и овощей в день, причем этот показатель еще выше на Азорских островах, где он составляет 69,3 процента.
Учреждения уже получают поддержку в рамках Португальской школьной программы, которая обеспечивает детей в государственных школах фруктами, овощами и молоком и направлена на увеличение их потребления, так как в рекомендациях DGS также указано, что фрукты должны входить в состав детских обедов и перекусов.
По данным APCOI, с момента запуска программа «Fruit Heroes» улучшила повседневные пищевые привычки более чем одного миллиона детей; только в 2024/25 учебном году в ней приняли участие 79 128 учащихся из 1 105 школ.









Follow us on social media